Fi1osof 30 июня 2013 1 0
Данный урок больше всего будет полезен именно новичкам, особенно тем, у кого либо вообще нет опыта разработки на MODX, либо очень маленький опыт.

В первом «сравнительном» уроке я постарался перечислить все элементы (объекты), присутствующие в MODX Revolution (хотя вряд ли смог все перечислить).
В этом уроке мы постараемся классифицировать их, чтобы понять, что для чего нужно.

Сразу определюсь, под каким углом мы будем все это рассматривать: мы постараемся разобраться, для разработки на каком уровне будет достаточно знать только HTML, не имея опыта программирования на PHP, а на каком уровне без PHP уже обойтись будет нельзя. Забегая вперед скажу, что довольно много можно сделать без знания PHP, и даже такие объекты, как сниппеты и плагины, которые в принципе содержат в себе PHP-код, и то можно использовать без знания PHP, если использовать именно сторонние решения, и есть достаточно внятная документация по использованию.

Итак, для начала попробуем просто своими словами определить два уровня разработки:
  • Просто сборка сайтов из готовых компонентов.
  • Индивидуальный сайт, со своим уникальным функционалом.
Уточню: в данной статье будет больше материала именно для первого уровня разработки.

Так что же нам дает MODX Revolution, как среда разработки сайтов? А дает он многое. На нем можно создавать как простые сайты-визитки, так и очень серьезные проекты. И в зависимости от того, какие стоят задачи, для разработки своего проекта можно будет ограничиться даже набором стандартных готовых решений (типа Wayfinder, getResources и т.п.), а где-то уже потребуются серьезные знания и опыт веб-разработок, но зато даже в базовой сборке MODX Revolution способен дать инструментарий для разработки веб-разработчикам любого уровня. Главное только понимать что для чего нужно.

Пойдем по порядку.

Ресурсы (modResource)

По сути основа любой страницы сайта. Содержит все основные параметры страницы (краткий и длинный заголовок, описание, пользовательский контент и т.п.).
Здесь вообще все просто, разобраться даже блондинка сможет (с подсказками), которая хотя бы в ворде работала.


В настройках страницы можно указать (или увидеть, если уже указано) родительский ресурс, даты публикации и отмены публикации, является ли страница контейнером и т.п.


Так же можно указать тип документа. По умолчанию это HTML, но можно указать и другой тип, к примеру XML.


Тип документа влияет на то, какие заголовки будут отправлены сервером браузеру, суффикс страницы в адресной строке (если используется ЧПУ) и т.п.
Помимо стандартных типов документов, можно создать сколько угодно своих.






В третьей вкладке управления ресурсом можно указать к каким группам ресурсов данная страница относится.


Сейчас никаких групп ресурсов не создано, потому и выбрать нечего. Более детально группы ресурсов разберем в одном из последующих уроков. Скажу только, что это напрямую связано с распределением прав доступов к странице. Можно создать группы ресурсов, разрешить, к примеру, просмотр их только зарегистрированным пользователям, отнести страницу к данной группе ресурсов, и уже эту страницу увидят только зарегистрированные пользователи.

Шаблоны (modTemplate)

С шаблонами все просто, и все сложно. Простое расскажу сейчас, для объяснения более сложного посвящу отдельный урок.
Шаблоны выполняют две задачи:
1. Собственно, оформление выводимой на сайте страницы. То есть шаблон содержит HTML-код и чаще всего прописанные в нем MODX-элементы (чанки, сниппеты, TV-параметры, плейсхолдеры и т.п.).
2. Страницам могут назначаться пользовательские дополнительные параметры (TV-параметры. Только это не относится к телевизорам, это Template Vars). Так вот создаваемые TV-параметры назначаются нужным шаблонам, и тогда, выбирая в редакторе страницы шаблон, к которому привязаны TV-параметры, появляется вкладка с дополнительными полями.




Но странице так же может быть указан пустой шаблон.


В таком случае на странице будет выведен только контент данной страницы, без какого-либо оформления. Это надо при создании таких ресурсов, как CSS, JS, XML и т.п.

Синтаксис MODX, чанки, сниппеты и прочие элементы

Это не заголовок элементов MODX (просто раз уж мы перечисляем элементы MODX, то на всякий случай уточню).
Раз уж материал для совсем новичков, то сразу дам очень краткое описание синтаксиса MODX как раз на примере кода базового шаблона, скрин которого представлен выше. Это очень важно для нас, так как в то время, как ресурсы и шаблоны не являются встраиваемыми объектами MODX (то есть они не имеют какого-то своего обозначения, которое можно было бы воткнуть в HTML-код, как и нельзя в один шаблон воткнуть другой шаблон), большинство рассматриваемых далее элементов будут встраиваемые, и составляют основу синтаксиса MODX.

Итак, посмотрим код шаблона:
<html>
<head>
<title>[[++site_name]] - [[*pagetitle]]</title>
<base href="[[++site_url]]" />
</head>
<body>
[[*content]]
</body>
</html>

Здесь мы видим знакомые нам HTML-теги, типа head, title и т.п., а так же видим конструкции, заключенные в двойные квадратные скобки. Как раз это и есть элементы (теги) MODX. Все теги перечислины на этой странице официальной документации.


Коротко: все MODX-элементы заключаются в двойные квадратные скобки. Когда MODX-парсер обрабатывает код генерируемый страницы, он ищет свои теги. Найдя тег, он его обрабатывает, и заменяет этот тег результатом выполнения этого объекта. Тип MODX-объекта определяют специальные зарезервированные символы (если они есть. Если нет, то по умолчанию объект — сниппет). Какие символы?

+ Плейсхолдер (переменная, которая может быть заменена ранее присвоенным значением.)

++ Системный плейсхолдер. Такие плейсхолдеры хранят значения системных переменных. К примеру в настройках системы указывается название сайта. Эта системная переменная — site_name. Если где-то вставить системный плейсхолдер [[++site_name]], то на выходе в коде мы получим как раз значение этой переменной.
Другая системная переменная site_url хранит полный адрес сайта, включая протокол (http, https и т.п.).

* Параметр страницы. Описанный выше объект modResource имеет ряд зарезервированных параметров, содержащих значения этих полей. К примеру Заголовок страницы содержится в параметре pagetitle, длинный заголовок в параметре longtitle. То есть для того, чтобы вывести заголовок страницы в конечный код, мы просто в нужном нам месте прописываем [[*pagetitle]]
По всем названиям полей страницы, можно получить подсказки, просто наведя курсор мыши на нужное поле.


Кстати, дополнительные поля имеют такое же обозначение, как параметры страницы, то есть тоже обозначаются звездочкой.

$ Чанки (блоки HTML-кода)

~ Ссылки на MODX-ресурсы (страницы). К примеру, чтобы получить ссылку на страницу с ID 5, достаточно просто прописать [[~5]]. MODX обработает этот тег и сформирует ссылку с учетом настроек системы (учитывая используется ли ЧПУ или нет, является ли документ контейнером и т.д.)

% Значение словаря.

Как я уже сказал выше, сниппеты не имеют спецсимвола, то есть они просто заключены в квадратные скобки. К примеру [[my_snippet]]. Что такое сниппет? Это объект, содержащий блок PHP кода.

Можно использовать вложенные теги. К примеру [[~[[++site_start]] ]] вернет ссылку на главную страницу. Здесь произойдет двойной вызов. MODX найдет тег-ссылку ~, но для формирования конечного значения обработает системный настройку [[++site_start]], которая хранит ID главной страницы, и передаст ее значние. То есть если site_start имеет значение 1, то по сути мы получим [[~1 ]]. Но конструкция [[~[[++site_start]] ]] хороша тем, что в настройках мы можем поменять ID главной страницы, а MODX все равно сгенерирует актуальную ссылку.

! Флаг, указывающий, что данный элемент не кешируемый. Используется для чанков, сниппетов и TV-параметров. Плейсхолдеры не бывают кешируемыми. Подробней о кешировании и примерами читаем здесь.

В общем все это довольно обширный материал, и мы его постепенно изучим в последующих уроках, но основы понять важно.

Итак, двинемся дальше.

Параметры TV (modTemplateVar)

Дополнительные поля. Очень полезный элемент. Хотя ресурсы имеют все важные поля (заголовок, дата создания, контент и т.п.), часто этого бывает не достаточно. К примеру мы хотим на сайте сделать новостную ленту, и хотим, чтобы в списке новостей выводилась аннотация новости и картинка-превью.
Аннотация есть ( [[*introtext]] ), а вот картинки-превью нет. Но это не беда, такое поле легко создаться.


TV-параметрам так же будет посвящен отдельный урок.

Чанки (modChunk)

Объекты, содержащие HTML-код. Очень полезный элемент шаблонизации. К примеру у вас в проекте три шаблона, которые имеют одинаковые блоки кода (head со всем его содержимым, шапка, подвал и т.п.). Вот чтобы не плодить код в шаблонах, и более централизовано управлять оформлением страниц, повторяющиеся куски HTML-кода можно записать в чанки, и такие чанки уже использовать в нужных нам шаблонах.

Сниппеты (modSnippet)

Объекты, содержащие PHP-код. Эти элементы так же можно использовать без знания PHP. К примеру сформировать меню, вызвав сниппет [[Wayfinder]]. Но вот для того, чтобы изменить сниппет, или создать свой, уже понадобится знание PHP.

Наборы параметров (modPropertySet)

Крайне полезная штука. Подробней читаем здесь.

Все, написал уже много буков, хватит на сегодня. Все перечисленное позволит клепать сайты-визитки на потоке, практически не требуя знания PHP и внутренней структуры MODX. Если в Эво хотя бы при установке готовых компонентов приходилось хоть что-то делать (разархивировать, закинуть куда надо, часто что-то прописать), то в Рево практически все делается через интерфейс.

Более детально все разбирать будем в последующих уроках. В дальнейшем буду меньше мучать картинками, больше выкладывая видео.
0 комментариев
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь (можно через соцсети ), чтобы оставлять комментарии.